Документ
Приказ Банка России от 07.08.2025 № ОД-1765
Комментарий
С 1 сентября 2025 года банки обязаны при выдаче наличных через банкоматы проверять, не находится ли человек под воздействием мошенников, а также не совершает ли эту операцию злоумышленник. Если операция соответствует хотя бы одному из признаков, банк немедленно сообщит об этом клиенту и введет временный лимит на выдачу наличных денег в банкомате на 48 часов: снять можно будет не более 50 тыс. рублей в сутки. Снять более крупную сумму в этот период можно в отделении банка (ст. 24.3-1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности").
Банк России издал приказ, в котором закрепил 9 признаков, которыми будут руководствоваться кредитные организации при применении этого правила. Рассмотрим их.
- Несоответствие обстоятельств снятия наличных обычным обстоятельствам, при которых клиент снимает деньги, а именно:
- времени (дня) осуществления запроса на выдачу наличных денежных средств;
- места нахождения банкомата, с использованием которого осуществляется запрос на выдачу наличных денежных средств;
- суммы запроса на выдачу наличных денежных средств;
- периодичность (частота) запросов на выдачу наличных денежных средств в течение календарного дня.
Превышение установленного правилами платежной системы времени направления ответа на запрос при взаимодействии банкомата и платежной или цифровой платежной карты. Несоответствие способа направления запроса на выдачу наличных денежных средств способам, которые клиент использует обычно. Направление запроса на выдачу наличных денежных средств в течение 24 часов с момента:
- предоставления кредитных (заёмных) денежных средств или кредитной карты, увеличения лимита на выдачу наличных денежных средств или лимита кредитования (по кредитным картам);
- поступления денежных средств на сумму более 200 тыс. руб. на банковский счет (вклад) физического лица с использованием сервиса быстрых платежей с банковского счета (вклада) указанного физического лица, открытого другой кредитной организацией;
- досрочного расторжения договора банковского вклада на сумму более 200 тыс. руб. по требованию вкладчика.
Наличие информации об уровне риска осуществления операции без добровольного согласия клиента, о факторах риска компрометации данных электронного средства платежа, направленной оператором услуг платежной инфраструктуры, если это предусмотрено правилами платежной системы. Наличие информации от операторов связи, владельцев мессенджеров, владельцев сайтов или иных юридических лиц о том, что в период не менее 6 часов до попытки снятия денег ими выявлены:
- телефонные переговоры по мобильному телефону, не соответствующие характеру (периодичности (частоте), продолжительности) обычно совершаемых клиентом телефонных переговоров до или во время запроса на выдачу наличных денежных средств;
- получение клиентом банка нетипичных сообщений, в том числе в мессенджерах или по электронной почте, в частности, коротких текстовых сообщений (увеличения количества получаемых сообщений от Госуслуг или из банков с новых абонентских номеров или от новых адресатов).
Наличие информации от операторов связи, владельцев мессенджеров, владельцев сайтов или иных юридических лиц, а также выявленной банком в рамках реализуемой системы управления рисками:
- о вредоносном программном обеспечении (вредоносных программах) на устройствах абонента, которые используются для направления запроса на выдачу наличных денежных средств;
- о нетипичных для клиента параметрах, событиях в сессии дистанционного банковского обслуживания (использование нетипичного провайдера связи, операционной системы, приложения пользователя, инструментов, обеспечивающих сокрытие сессионных данных);
- о смене номера мобильного телефона в личном кабинете дистанционного банковского обслуживания или личном кабинете физического лица на Госуслугах;
- о выявлении факта смены идентификационного модуля устройства клиента и (или) параметров устройства, с помощью которого осуществляется направление запроса на выдачу наличных денежных средств.
Пять и более отказов в выдаче наличных денежных средств (в том числе в связи с превышением лимита кредитования либо ошибками при вводе ПИН-кода) в течение календарного дня. Совпадение сведений, относящихся к клиенту банка или его электронному средству платежа, со сведениями, размещенными в государственной информационной системе противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, созданной в соответствии с
ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.04.2025 № 41-ФЗ.